мастер - класс: Саутиева Залина Хетаговна
07.02.2019
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Детский сад №1 г. Ардон РСО-Алания
Мастер
– класс для воспитателей
«Фантазии
из соленного теста»
Выполнила
:
Воспитатель
Саутиева
З.Х.
2019г.
Цель:
-
Передача
коллегам профессионального опыта в сфере творческой и педагогической
деятельности через изготовление объемной игрушки из солённого теста: ёжика,
рыбки, лягушки, птички.
-
Популяризация
традиционных и современных направлений декоративно-прикладного творчества;
-
Создание
условий для профессионального общесния.
Уважаемые
коллеги! Я очень рада видеть вас на нашем мастер-классе «Фантазии из соленного
теста». Цель любого мастер-класса –научиться новому. А новому мы учимся для
разных целей. В том числе, чтобы суметь решить какие-то проблемы, вопросы.
И поэтому начнем
мы с обозначения проблемы.
Практика
показывает, что. Придя в школу в возрасте 6-7 лет, 70-80% первоклассников имеют
неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. Слабость,
неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких
дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший почерк и
выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма. Состояние тонкой
ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой
функции, оно важно для полноценного формирования устной речи. Это происходит за
счет того, что в коре головного мозга, зоны, которые отвечают за формирование
речи и мелкой моторики находятся рядом и развитие одной из них неразрывно влечет
развитие другой. Поэтому хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, одним из методов
добиться этой цели – развивать пальчики.
Причин, ведущих
к недостаточному развитию моторики много. Наряду с ослабленным здоровьем и
сниженным показателем общего физического развития детей, отставание в развитии
моторики психологи объясняют и рядом социальных факторов. У детей нередко очень
мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений
руки, низок уровень зрительно-моторной координации.
Давайте подумаем
вместе и разберемся. Как можно решить эту проблему?
Вы можете мне
предложить; рисование, аппликации, ручной труд, пальчиковая гимнастика, лепка,
пособие для мелкой моторики – шнуровки, вышивка, бисероплетение, выжигание,
прописи. Все это правильно и я с вами соглашусь.
Искусство
создания объемных и рельефных изделий из солённого теста называется
тестопластикой. Соленное тесто очень эластично, его легко обрабатывать, изделия
из такого материала долговечны, а работа с соленным тестом доставляет
удовольствие и радость.
И как одно из
средств, причем очень мощное, которое может помочь решить эту проблему – это
лепка из соленного теста. Ей и посвящен наш мастер-класс. А сначала посмотрите,
какую красоту можно создать из этого, казалось бы, обычного материала.
Она способствует
развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных
умений и навыков. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка
формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.
Преимущества солённого теста перед пластилином и
глиной:
·
Можно
приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.
·
Легко
отмывается и не оставляет следов.
·
Безопасно
при попадании в рот.
·
Не
липнет к рукам при лепке.
·
Можно
сушить на воздухе.
·
Можно
лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.
·
Если
покрыть лаком – сохраниться на века.
·
С
игрушками из соленого теста можно без боязни играть, они не потеряют форму.
·
Этот
материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки
зрения экологии и аллергенов.
Лепка из теста –
искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются
как сувениры или для оформления оригинального интерьера. Соленое тесто стало в
последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его
легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым
тестом доставляет удовольствие и радость. Существуют основные способы лепки:
-
Конструктивный
-
Скульптурный
(пластический)
-
Комбинированный.
Есть два вида
лепки: предметная и сюжетная.
Наши прабабушки лепили
из него фигурки различных птиц и животных, так называемых «жаворонков», с
которыми встречали весну, баранки лепки из соленого теста, пряничные «козули»,
которыми одаривали своих друзей и родственников под Новый год и на Рождество,
ко дню рождения в знак любви и уважения. Изделия из теста использовались как
детские игрушки.
Сухомлинский
говорил: «Ум маленьких детей находится на кончиках пальцев». Чем больше ребенок
умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере
совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и
речь развиваются параллельно.
Лепка – самый
осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что
создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным
инструментом в лепке является рука вернее, обе руки, следовательно, уровень
умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или
ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую
безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше
ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения
собственными ручка. А когда ребенок начинает понимать, что из одного комка он может
создать неисчислимое количество образцов, каждый раз находить новые варианты и
способы – лепка становится любимым занятием на долгие годы.
Поделки из теста
– очень древняя традиция, но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал
для лепки.
В старину на
Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах
всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных.
Это мукосольки – поделки из муки и соли.
В старину такие
игрушки – мукосольки служили оберегами. На рождество поморки обязательно лепили
такие фигурки и , раздаривая родным и знакомым, приговаривали: «Пусть у вас
хлеб – соль водится, никогда не переводится».
Солнце и соль –
однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища – пресна и безвкусна
без соли. Старинный славянский обычай пришел к нам из глубины веков. Хлеб
означал землю, соль – солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю.
Соль, вода и
мука – все, что нужно для изготовления соленого теста. Его можно заготовить
впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным,
добавляя гуашь при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие.
Сейчас я вас
познакомлю с разминкой, которая не только разминает наши пальчики, но и доставляет
большое удовольствие, настраивает на работу.
Разминка с соленым тестом.
-
Перекладывание
и сжимание теста в ладошках;
-
Катание
колобка в ладошках;
-
Катание
колобка на столе;
-
Надавливание
на колобок – получение лепешки;
-
По
лепешке побежали «паучки»;
-
Пришли
«мышки» стали норки рыть;
-
Налетели
«гуси» стали тесто щипать;
-
Пришёл
«мишка косолапый» стал топать по тесту;
-
Пришел
«слон» и ножищами по тесту топ-топ-топ;
-
Скатывание
лепешки в колбаску;
-
Заворачиваем
колбаску в «улитку»;
-
«Улитка»
спряталась спряталась в домик – получился колобок.
Мы нередко
сталкиваемся с проблемой: что подарить близким людям. Подарок, сделанный
собственными руками, имеет особую энергетику и силу воздействия. Вещь,
изготовленная своими руками, принесет радость, чувство восторга и удивления.
Ведь на этой поделке остались следы ваших пальцев, тепло вашего сердца.
Сегодня я
предлагаю Вам слепить птичку, рыбку,
ежика, лягушку.
Для работы нам
потребуется соленое тесто, стека, салфетки, доска для лепки, ножницы шпажки,
вилка.
Ну вот, для
работы всё готово. Начинаем.
«Птичка»
1
Скатаем
шар.
2
Шар
раскатываем в тонкий пласт, придаем овальную форму.
3
Затем
на одном конце овала наносим стеком полоски, по середине делаем надрез 0.3см.
4
Переворачиваем
пласт в другую сторону и скручиваем в трубочку до надреза.
5
Затем
соединяем концы. Придаем форму пласта вилкой.
6
Придаем
форму головы.
«Рыбка»
1
Скатали два шара.1 голубого цвета,
другой белого.
2
Белому шару придать форму палочки
обмотать им цветной шар и раскатать в тонкий пласт.
3
Пласт сложить в треугольник. на одном
конце сделать четыре надреза, прижать вилкой.
4
Придаем форму хвоста.
5
Стеком наносить точки (чешую) глаз, рот.
«Ёжик»
1
Раскатать шар, придать форму ежа.
2
Ножницами делать маленькие разрезы
слегка приподнимая их вверх, в результате получатся иголочки, делать это в
шахматном порядке.
3
Спичками делаем глаза, рот.
«Лягушка»
1
Тесто покрасили гуашью в зеленый цвет.
2
Скатали два шара, один из них раскатать
в тонкий пласт.
3
Другой шар положить на пласт, соединить
концы так, чтобы шар не закрывался по середине.
4
На соединенных концах сделать разрезы и
скрутить в сторону шара (глаза).
5
Над теми же разрезами делаем еще
разрезы, прижать вилкой, нижние разрезы отодвинуть назад, верхние вперед.
Соленое
тесто – хороший обучающий материал. Лепка из соленого теста (тестопластика),
как вид художественной деятельности, обладает большим развивающим потенциалом.
В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная
чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса,
пластики, пропорций);развивает общая ручная умелость, мелкая моторика,
синхронизируются работа обеих рук.
Тестопластика
сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою
неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и
развивать свои способности и возможности в декоративно – прикладной
деятельности. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать
и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного
процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается
абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Благодарю
Вас за участие, надеюсь, что наш мастер – класс вам понравился, и Вы с
удовольствием будите заниматься этим видом творчества.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.02.2019
Дата обновления: 18.02.2019
Дата публикации: 07.02.2019